Межрегиональная психолого-педагогическая олимпиада «ОСОБОЕ ДЕТСТВО»

Вид решения по целевой аудитории: Обучающиеся и студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; абитуриенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Направление работы: Адресная профориентация и построение индивидуальной траектории обучения

Нозология: Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра; Другое

Организация: Общеобразовательные организации; Организации среднего профессионального образования

Продукт: Технология

Разработчик: Череповецкий государственный университет

Аннотация, состав
Характеристики
Сведения об апробации
Ссылка на дополнительные материалы

Аннотация, состав

Мероприятие реализуется ежегодно с 2013 года в 2 этапа.
На первом этапе обучающимся предлагается пройти тестовое задание и написать эссе на одну из предложенных тем. На втором этапе участники разрабатывают научно-исследовательский проект и представляют его результаты на Днях студенческой науки на секции «Дебют», где оглашаются результаты самой олимпиады.

Разработчик:
Череповецкий государственный университет

Характеристики

Вид коробочного решения по целевой аудитории:
Обучающиеся и студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; абитуриенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Организация:
Общеобразовательные организации; Организации среднего профессионального образования

Нозология:
Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра; Другое

Направление работы:
Адресная профориентация и построение индивидуальной траектории обучения

Продукт:
Технология

Ключевая проблема:
Количество детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно увеличивается с каждым годом. Так, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации количество детей-инвалидов в Вологодской области на 2018 год составляло 4675 детей (2,25% от всей детской популяции Вологодской области), а по данным Федерального реестра инвалидов на 1 августа 2021 г. количество детей указанной категории – 5314 чел. На основе представленных данных можно заключить, что за последние 3 года количество детей с инвалидностью в регионе увеличилось на 13,66%.

В связи с этим возникает необходимость включения детей с инвалидностью и ОВЗ в общество, в том числе и образовательную среду, готовность общества к принятию детей с инвалидностью и ОВЗ, а также наличие специалистов, которые владеют компетенциями для реализации коррекционно-педагогической работы.
Указанные проблемы можно решить посредством реализации комплекса профориентационных инклюзивных мероприятий, которые, с одной стороны, будут направлены на формирование инклюзивной культуры, а с другой – демонстрировать значимость специальностей дефектологического профиля.

Цель решения:
1. Формирование инклюзивной культуры субъектов образовательной среды.
2. Реализация профориентационного мероприятия.

Задачи решения:
1. Повышение интереса обучающихся к проблемам специального (дефектологического) и инклюзивного образования.
2. Повышение уровня готовности к выбору будущей профессии.

Требуемые ресурсы:
Для реализации коробочного решения потребуется:
- наличие сотрудников вуза, готовых к проведению мероприятия;
- положение об Олимпиаде;
- для проведения 1 этапа потребуется комплект заданий. Комплект заданий для обучающихся состоит из трех частей: в первой части - не менее 30 вопросов по русскому языку, математике, биологии, обществознанию; во второй части - не менее 20 вопросов профессиональной направленности; третья часть – эссе на тему, связанную с проблемами образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (тематика предлагается организаторами Олимпиады).
- для проведения 2 этапа потребуется перечень тем для научно-исследовательской работы и требования к их выполнению.

Сроки реализации:
По опыту работы олимпиада реализуется на протяжении 6 месяцев. Сроки мероприятия по необходимости могут быть изменены в сторону уменьшения или увеличения.

Сведения об апробации

По результатам реализации профориентационного мероприятия в 2021-22 гг. было охвачено более 190 субъектов образовательной среды. У участников сформированы основные элементы инклюзивной культуры, а сами обучающиеся познакомились с профессией «дефектолог», что позволило повысить уровень готовности к выбору будущей профессии.
Посмотреть ещё
Total: 
Организация
Укажите название организации, которую Вы представляете
Электронная почта организации
Рабочий телефон
Нажимая кнопку выше, Заявитель принимает и соглашается
с Пользовательским соглашением