Адаптационный онлайн модуль для людей с ОВЗ и инвалидностью

Вид решения по целевой аудитории: Обучающиеся и студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Направление работы: Организация обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Нозология: Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА

Организация: Общеобразовательные организации; Организации среднего профессионального образования; Организации высшего образования; Социальные учреждения

Продукт: Технология; Программы адаптационных курсов; Адаптированная основная образовательная программа; Электронный образовательный ресурс

Разработчик: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Аннотация, состав
Характеристики
Сведения об апробации
Ссылка на дополнительные материалы

Аннотация, состав

Адаптационный модуль разделен на 2 дисциплины: «Основы личностного роста» (3 з.е., Открытое образование - Основы личностного роста (openedu.ru)) и «Развитие ресурсов организма» (3 з.е., Открытое образование - Развитие ресурсов организма (openedu.ru)). Тематики разделов были определены по результатам анкетирования российских студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Дисциплина «Основы личностного роста (для лиц с ОВЗ)» включает разделы:
1. Формирование адекватной самооценки
2. Искусство самопрезентации
3. Особенности межличностного взаимодействия
4. Особенности построения семейных отношений

Дисциплина «Развитие ресурсов организма» предусматривает:
1. Формирование навыков стрессоустойчивости. Дисциплина содержит практические рекомендации по управлению дыханием, тонусом мышц и обучение навыкам визуализации.
2. Понимание механизмов адаптационного процесса. Знания этапов протекания адаптационного процесса позволяют оценить собственную динамику, выработать более эффективную концепцию адаптации, спрогнозировать возможные риски и проблемные ситуации. В дисциплине учитывается специфика обучающихся, делается акцент на особенностях социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в высшем учебном заведении.
3. Развитие ресурсов мозга. В стрессовой ситуации снижаются показатели по таким функциям, как память, внимание и мышление. Обучающимся предлагается пройти экспресс-диагностику и определить существующие показатели по вышеописанным функциям. Далее, используя практические рекомендации по развития ресурсов мозга, обучающиеся смогут самостоятельно провести курс тренировок. В завершении участники проведут повторную диагностику и сравнят показатели с исходными данными.

Каждая тема модуля адаптирована для студентов с нарушениями слуха и зрения.
Для студентов с нарушениями слуха все видеоролики сопровождаются субтитрами, а текстовые лекции представлены в формате запоминающихся картинок и схем.
Для студентов с нарушениями зрения разработан уникальный аудиоплеер, в котором представлены текстовые лекции в формате аудиодорожек.
Помимо видеолекций в каждом разделе предусмотрены три уникальные рубрики «Экспертное мнение», «Вопрос-ответ» и «Практика».

Для работы над модулем выбраны 6 экспертов в области адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью: дефектолог, клинический психолог, специалист по реабилитации и адаптивной физической культуре, специалист по трудоустройству лиц с ОВЗ, стилист, сурдопереводчик. Каждый эксперт ответил на актуальные вопросы студентов по своей специализации. Впервые в реализации курса приняли участие студенты университета с ОВЗ и инвалидностью, в рубрике «Вопрос-ответ» они поделились своим опытом межличностного взаимодействия, прохождения собеседований, а также рассказали, как лучше готовиться к сессии, учитывая свои особенности организма. Участие студентов в модуле направлено на преодоление социального барьера и социальную идентификацию с другими студентами. При подборе студентов с ОВЗ и инвалидностью акцент был сделан на всем спектре нозологий. В работе над модулями приняло участие шесть студентов УрФУ: маломобильные (студенты с дцп и на инвалидной коляске), с нарушениями зрения (слабовидящий и тотально незрячий), с нарушениями слуха (слабослышащий и тотально неслышащий).


Адаптационный онлайн модуль направлен на формирование практических навыков, поэтому особое внимание уделяется апробации различных упражнений. В рубрике «Практика» наглядно продемонстрировано, как правильно выполнять задания. У слушателя есть возможность выполнять задания одновременно со студентом в кадре. Таким образом, создается эффект интерактива.
По завершению каждого раздела для подведения итогов студентам предлагаются отрисованные скринкасты. Это подвид графических заметок, когда процесс иллюстрации проходит публично в онлайн-режиме.

Основные результаты Адаптационного модуля:
Формирование у людей с инвалидностью и ОВЗ практических навыков адаптации и социализации: осознанной саморегуляции, самопрезентации, стабилизации самооценки и межличностного взаимодействия, он необходим, в первую очередь для ликвидации влияния ограничений здоровья людей с особыми образовательными потребностями на становление общекультурных, а также квалификационных компетенций, целью которых являются достижения необходимых результатов освоения образовательной программы.
С точки зрения педагогической нацеленности адаптационный онлайн модуль способствует полноценному развитию у инвалидов и лиц с ОВЗ набора тех компетенций, которые будут необходимы ему для успешного обучения в той образовательной организации, которую он для себя выбрал. Адаптационный онлайн модуль способствует самостоятельному и адекватному определению в своей профессиональной сфере.
С точки зрения коррекционной нацеленности адаптационный онлайн модуль оказывает большое влияние на самосовершенствование своего сознания, развитие личностных эмоционально-волевых, умственных, мыслительных и познавательных качеств у обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
Адаптационный онлайн модуль формирует у слушателей следующие навыки: управления дыханием, визуализации, управления тонусом мышц, владения техниками развития внимания, владения основами мнемотехники, владения способами тренировки мышления, разработки резюме, вербальной коммуникации, невербального взаимодействия, конструктивной критики, успешной самопрезентации, аргументации, установления первого контакта.

Разработчик:
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Характеристики

Вид коробочного решения по целевой аудитории:
Обучающиеся и студенты с инвалидностью и ограничеснными возможностями здоровья

Организация:
Общеобразовательные организации; Организации среднего профессионального образования; Организации высшего образования; Социальные учреждения

Нозология:
Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА

Направление работы:
Организация обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Продукт:
Технология; Программы адаптационных курсов; Адаптированная основная образовательная программа; Электронный образовательный ресурс

Ключевая проблема:
В современном цифровом мире значительная часть образовательного процесса переходит в онлайн-формат (цифровой образовательный контент). Цифровизация образования открывает новые возможности обучения и позволяет людям с инвалидностью и ОВЗ овладеть новыми компетенциями в любое время и в любом месте. Разработанный нами адаптационный онлайн модуль позволяет получить доступный образовательный контент в удобном формате для формирования навыков успешной адаптации и социализации.

Цель решения:
Целью создания и реализации Адаптационного онлайн модуля для лиц с ограниченными возможностями здоровья является формирование у студентов с инвалидностью, прежде всего, практических навыков адаптации и социализации: осознанной саморегуляции, самопрезентации, стабилизации самооценки и межличностного взаимодействия. Адаптационный онлайн-модуль может быть включен в любую образовательную программу (высшего или среднего образования), или изучаться всеми желающими в любом возрасте.

Задачи решения:
Адаптационный онлайн модуль формирует:
— гармоничную личность, адаптированную к социальному взаимодействию во всех сферах жизни (зрелость и гармоничность личности определяется адекватной реакцией на внешнее воздействие, а также умением эффективно взаимодействовать с окружающими).
— навыки мобилизации и оптимизации индивидуальных возможностей людей с ОВЗ и инвалидностью.
— практические навыки осознанной саморегуляции, самопрезентации, стабилизации самооценки и межличностного взаимодействия

Требуемые ресурсы:
Техническое обеспечение — Web-браузер, подключение к интернету

Сроки реализации:
Длительность курса на платформе открытого образования составляет 16 недель. Данный курс запускается два раза в год, ближайший запуск курса состоялся 6 сентября 2021 г.
Подготовительный этап 1 месяц Регистрация на платформе openedu.ru до 06 сентября 2021 г. Реализация 4 месяца Прохождение курсов с 06 сентября 2021 г. по 07 февраля 2022 г. Заключительный этап 1 месяц Прохождение итогового теста Регистрация на платформе openedu.ru для участия в адаптационном онлайн модуле в 2022 году будет проходить до 25 декабря 2021 г.

Сведения об апробации

По результатам внедрения практики были достигнуты следующие количественные показатели:
Курс «Основы личностного роста» прослушали 10 769 слушателей
Курс «Развитие ресурсов организма» прослушали 10 759 слушателя
В 2019 году Адаптационный онлайн модуль стал победителем на Международной конкурсе онлайн-курсов EdCrunch Award 2019 в номинации «Здоровье и Воспитание».
В 2021 году Адаптационный онлайн модуль стал победителем Марафона лучших практик по применению новых технологий обучения, воспитания социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в вузах Российской Федерации в номинации «Инновационный подход к обучению»



Ссылка на дополнительные материалы

https://courses.openedu.ru/courses/course-v1:urfu+Inclus_M2+fall_2019/info — Развитие ресурсов организма

https://courses.openedu.ru/courses/course-v1:urfu+Inclus_M1+fall_2019/info — Основы личностного роста
Посмотреть ещё
Total: 
Организация
Укажите название организации, которую Вы представляете
Электронная почта организации
Рабочий телефон
Нажимая кнопку выше, Заявитель принимает и соглашается
с Пользовательским соглашением