Аннотация, состав
Атлас содержит пять разделов, перечень специальностей и профессий, обучение которым осуществляется в образовательных организациях среднего профессионального, высшего (на уровне бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры) и дополнительного образования, расположен в алфавитном порядке,.
В приложениях Атласа представлены виды деятельности, рекомендованные инвалидам и лицам с ОВЗ; условия труда на рабочих местах инвалидов в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида; рекомендованные виды труда для инвалидов с умеренными нарушениями функций нижних конечностей, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушением функций верхних конечностей, с нарушением зрения и слуха, с интеллектуальными нарушениями.
Приложение также содержит матрицы выбора специальности в 10 сферах профессиональной деятельности (экономическая, экологическая, научная, художественная (искусство), в области IT-технологий, производственно-техническая, медицинская и спортивно-оздоровительная, педагогическая, управленческая, оказание услуг). Поэтому Атлас позволяет «подбирать профессии (виды деятельности) по совпадению личных качеств с профессионально важными.
Атлас является своеобразным путеводителем для лиц с ОВЗ и инвалидностью по востребованным и перспективным профессиям и содержит справочную информацию о том, в каких образовательных организациях каждой отрасли, реализующих принципы инклюзивного образования, можно уже сегодня получить хорошую базу для дальнейшего развития в рамках выбранной профессии будущего.
Разработчик:
Череповецкий государственный университет
Характеристики
Вид коробочного решения по целевой аудитории:
Административно-управленческий персонал; Всероссийское общество инвалидов, в т.ч. региональные отделения общества; Обучающиеся и студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; Региональные органы исполнительной власти; Другое
Организация:
Общеобразовательные организации; Организации среднего профессионального образования; Организации высшего образования; Другое
Нозология:
Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра; Другое
Направление работы:
Профориентационная маршрутизация инвалидов (в рамках реализации программам профессионального, высшего и дополнительного образования)
Продукт:
Технология
Ключевая проблема:
В современных условиях вопрос о трудовой занятости и “трудовой полезности” лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью приобретает актуальность не только в разрезе обеспечения независимой и самостоятельной жизни инвалидов, но и в аспекте решения государственных задач и выполнения нормативных регламентов, в т.ч. региональных программ содействия занятости инвалидов и создания условий для профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и дальнейшее их трудоустройство с учётом специфики регионального рынка труда, запросов и возможностей инвалидов, работодателей и органов власти. Атлас учитывает задачи Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц в части исполнения п. II.4.5, II.4.6, III.1.1 и III. 3.1 по формированию перечня востребованных направлений подготовки и дайджеста приоритетных профессий для отдельных нозологических групп
Цель решения:
Атлас обеспечивает доступ граждан из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью к информации, связанной с профориентированием, профвыбором и трудоустройством. Атлас информирует о возможностях учета в процессе выбора профессии сведений о состоянии здоровья обучающихся и соискателей, направлений подготовки образовательных организаций профобразования региона, требований к уровню подготовки выпускников с учётом ОКВЭД и сфер профессиональной деятельности. Атлас разработан с целью создания условий для осознанного выбора профессии старшеклассниками и студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также для решения стратегических задач по оценке соответствия рынка труда и программ профессионального образования в регионе. Материалы Атласа могут быть полезны представителям органов власти, лицам с ОВЗ и инвалидностью, родителям, педагогам, психологам, тьюторам, администрации школ, реализующих инклюзивные практики, сотрудникам служб занятости, а также всем заинтересованным лицам.
Задачи решения:
1. Сформировать целостное представление о востребованных и перспективных профессиях на рынке труда региона и учреждениях подготавливающих по выбранной специальности лиц с ОВЗ и инвалидностью.
2. Дать представление об условия труда на рабочих местах инвалидов в соответствии с ИПРА и выбранной специальностью.
3. Обеспечить выполнение программ содействия занятости населения с включением лиц с ОВЗ и инвалидностью .
4. Создать механизм построения образовательного и профессионального маршрута лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учётом специфики регионального рынка труда, запросов и возможностей инвалидов.
5. Построить оптимальную личностную траекторию с учетом медицинских показаний и противопоказаний профессий.
6. Подобрать профессии (виды деятельности) по совпадению личностных и профессионально-важных качеств.
Требуемые ресурсы:
Применение коробочного решения предполагает наличие информационного, образовательного и методического ресурса (сопровождение) по профессиональной ориентации обучающихся и молодежи с ОВЗ и инвалидностью
Сроки реализации:
С момента принятия решения о внедрении с учётом времени для адаптации решения под специфику региона
Сведения об апробации
Решение внедрено в практику работы Череповецкого государственного университета с 2019 г., отражено на региональном информационно-аналитическом портале «Перспектива-ПРО» в формате распределённых рекомендаций по выбору профессии для обучающихся и соискателей рабочих мест
https://disk.yandex.ru/d/KK1VqujA7l_5VA
Ссылка на дополнительные материалы