Адаптационный модуль "Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний"

Вид решения по целевой аудитории: Обучающиеся и студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Направление работы: Организация обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Нозология: Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра; Другое

Организация: Организации высшего образования

Продукт: Адаптированная основная образовательная программа

Разработчик: Челябинский государственный университет

Аннотация, состав
Характеристики
Сведения об апробации
Ссылка на дополнительные материалы

Аннотация, состав

Освоение адаптационного модуля содействует полноценному формированию у обучающихся с инвалидностью и ОВЗ комплекса компетенций, необходимых для успешного освоения образовательной программы высшего образования.
Содержание модуля:
1. Социальная и профессиональная адаптация. Психика и организм человека
2. Социальная и профессиональная адаптация. Профессиональное самоопределение и развитие
3. Основы социально - правовых знаний

Разработчик:
Челябинский государственный университет

Характеристики

Вид коробочного решения по целевой аудитории:
Обучающиеся и студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Организация:
Организации высшего образования

Нозология:
Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра; Другое

Направление работы:
Организация обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Продукт:
Адаптированная основная образовательная программа

Ключевая проблема:
Недостаточная готовность к освоению лицами с инвалидностью и ОВЗ образовательных программ профессионального образования в связи с имеющимися нарушениями учебных и коммуникативных умений и недостаточной их способностью к профессиональной и социальной адаптации.

Цель решения:
Формирование у лиц с инвалидностью и ОВЗ способности адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям с учетом ограничений здоровья.

Задачи решения:
— освоение механизмов социальной и профессиональной адаптации обучающимися с инвалидностью и ОВЗ, формирование у них мотивации и личностных механизмов непрерывного самообразования и профессионального саморазвития;
— овладение навыками адекватного отношения к собственным психофизическим особенностям и их саморегуляции при общении и взаимодействии в коллективе;
— освоение приемов адекватного применения норм закона, относящимся к правам инвалидов, в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Требуемые ресурсы:
Кадровое обеспечение: Преподаватель, владеющий содержанием предметной области, на которую ориентировано содержание адаптационного модуля, и умеющий работать с обучающимися с различными видами нарушений здоровья.
Материально-техническое обеспечение: Аудитория, оборудованная компьютером и видеотехникой (мультимедийный проектор, колонки) с возможностью перепланировки пространства.
Компьютер, доступ в сеть интернет, веб-камера, наушники (в случае онлайн-занятий).

Сроки реализации:
72 часа (2 зачетных единицы). Рекомендуемые семестр для изучения — 2

Сведения об апробации

Адаптационный модуль апробирован в ЧелГУ в 2015-2022 гг.

Публикации:
Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, программ специалитета) для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов : учебное пособие. – [2-е изд., доп. и перераб.] – Челябинск : Полиграф-Мастер, 2016. 70 с.
Мартынова, Е. А. Формирование способности к самоорганизации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в процессе обучения по индивидуальному учебному плану в профессиональных образовательных организациях / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова, Н. А. Романович // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – С. 296. – EDN ZQNJPL.
Мартынова, Е. А. Адаптационные модули (дисциплины) как педагогические компоненты инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова, Н. А. Романович // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. – С. 301. – EDN UZJCGR.
Мартынова, Е. А. Педагогическое содействие в формировании способности к самообразованию лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного обучения по программам высшего образования / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. – Москва : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2018. – С. 40-46. – EDN UOKDHA.
Мартынова, Е. А. Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе формирования общекультурных компетенций при инклюзивном профессиональном образовании / Е. А. Мартынова // Социокультурная интеграция и специальное образование : Сборник научных статей. Электронное издание / Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. – Москва : Издательство "Перо", 2015. – С. 486-493. – EDN UOBATZ.

Ссылка на дополнительные материалы

Посмотреть ещё
Total: 
Организация
Укажите название организации, которую Вы представляете
Электронная почта организации
Рабочий телефон
Нажимая кнопку выше, Заявитель принимает и соглашается
с Пользовательским соглашением