Основы дефектологии и инклюзивного образования: учебное пособие

Вид решения по целевой аудитории: Профессорско-преподавательский состав; Учебно-вспомогательный персонал ; Обучающиеся и студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; Cлушатели курсов повышения квалификации и програ

Направление работы: Подготовка кадров для инклюзивного высшего образования

Нозология: Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра; Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения;  Задержка психического развития; Нарушения интеллекта; Сомати

Организация: Общеобразовательные организации; Организации среднего профессионального образования; Организации высшего образования

Продукт: Учебное пособие

Разработчик: Череповецкий государственный университет

Аннотация, состав
Характеристики
Сведения об апробации
Ссылка на дополнительные материалы

Аннотация, состав

Структура пособия включает основной текст и материалы приложений, дополняющие основной текст пособия.
В основном тексте пособия раскрыты основные термины и понятия, общие и частные данные о закономерностях основ дефектологии и инклюзивного образования, развития личности ребёнка; раскрыты исторические, правовые и образовательные основы инклюзивного образования; представлена психолого-педагогическая характеристика и педагогические условия образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; описано комплексное сопровождение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также их родителей; изложен процесс проектирования адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на различных образовательных ступенях.
В пособии представлено: краткое содержание лекций, задания к практическим занятиям, задания к самостоятельной работе, вопросы к зачету, тестирование, дан список литературы к курсу, программные и электронные материалы для изучения дисциплины.

Материалы приложения содержат:
− Учебно-методические материалы к курсу «Основы дефектологии и инклюзивного образования»
− Словарь основных терминов и понятий
− Библиотеку методических разработок для педагогов инклюзивного образования
− Методические рекомендации по созданию специальных условий (с учётом состояния здоровья и имеющихся трудностей у обучающихся с особыми образовательными потребностями) на различных этапах обучения
− Особенности дифференциальной диагностики лиц с нарушениями в развитии
− Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест с учётом имеющихся трудностей и нозологии нарушения
− Оценку готовности специалистов к сопровождению профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ
− Права на создание специальных условий инклюзивного образования.

Разработчик:
Череповецкий государственный университет

Характеристики

Вид коробочного решения по целевой аудитории:
Профессорско-преподавательский состав; Учебно-вспомогательный персонал ; Обучающиеся и студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; Cлушатели курсов повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки; Практикующие педагоги, психологи, дефектологи; Родители детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Организация:
Общеобразовательные организации; Организации среднего профессионального образования; Организации высшего образования

Нозология:
Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра; Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения;  Задержка психического развития; Нарушения интеллекта; Соматические нарушения

Направление работы:
Подготовка кадров к профессиональной деятельности в сфере инклюзии

Продукт:
Учебное пособие, материалы для курсов повышения квалификации

Ключевая проблема:
В соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ для укрупнённой группы специальностей 44.00.00 «Образование и педагогические науки» определены общепрофессиональные компетенции ОПК-3 и ОПК-6. В соответствии с этим, важным при подготовке кадров является формирование у обучающихся готовности к профессиональной деятельности в поликультурном социальном пространстве, к общению с учётом индивидуальных возможностей и состояния здоровья субъектов взаимодействия, обучение навыкам и умениям применения дефектологических знаний в процессе образования и социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью.
В рамках учебно-методического обеспечения работы по формированию данных компетенций команда РУМЦ СЗФО ЧГУ подготовила учебное пособие "Основы дефектологии и инклюзивного образования", которое содержит наиболее важные сведения по основам дефектологии и инклюзивного образования, вопросам обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на различных образовательных ступенях.

Цель решения:
Предлагаемое коробочное решение (пособие) ориентировано на учебно-методическое обеспечение формирования знаний в области основ дефектологии и инклюзивного образования. Пособие является необходимым элементом профессиональной подготовки будущих специалистов, чья профессиональная деятельность связана с обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Оно адресовано для обучающихся бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры по направлениям подготовки укрупнённой группы специальностей «Образование и педагогические науки»; для слушателей курсов повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки; для обучающихся иных направлений подготовки, связанных с изучением наук о человеке и социальных системах, а также для подготовки к взаимодействию с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность. Отдельные вопросы и материалы пособия имеют выраженное прикладное значение и будут полезны практикующим педагогам, психологам, дефектологам, а также родителям детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Задачи решения:
1. Формирование системы знаний и умений, связанных с выявлением и развитием проблемных детей.
2. Актуализация межпредметных связей, способствующих пониманию роли педагога в процессе социально-педагогического сопровождения проблемных детей.
3. Ознакомление с современными концепциями и методиками выявления детских проблем в образовательной среде.
4. Обеспечение условий для активизации познавательной деятельности студентов и формирования у них опыта проектирования программ социальной, психолого-педагогической работы с проблемными детьми и их родителями.
5. Стимулирование самостоятельной работы студентов по освоению материала и формированию необходимых компетенций.

Требуемые ресурсы:
Применение коробочного решения предполагает наличие преподавателей, имеющих необходимый уровень подготовки в сфере специального (дефектологического) или инклюзивного образования

Сроки реализации:
Сроки внедрения соответствуют срокам освоения дисциплин, формирующих у обучающихся ОПК-3 и ОПК-6

Сведения об апробации

Решение внедрено в практику работы Череповецкого государственного университета с 2021 г. и реализуется на всех направлениях подготовки укрупнённой группы специальностей «Образование и педагогические науки»

Ссылка на дополнительные материалы

Посмотреть ещё
Total: 
Организация
Укажите название организации, которую Вы представляете
Электронная почта организации
Рабочий телефон
Нажимая кнопку выше, Заявитель принимает и соглашается
с Пользовательским соглашением