Программа адаптационной дисциплины "Основы саморазвития, самообразования и самоорганизации"

Вид решения по целевой аудитории: Профессорско-преподавательский состав; Учебно-вспомогательный персонал ; Обучающиеся и студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Направление работы: Организация обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Нозология: Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра; Нарушения речи

Организация: Организации среднего профессионального образования; Организации высшего образования

Продукт: Программы адаптационных курсов; Рабочая тетрадь; Электронный образовательный ресурс

Разработчик: Череповецкий государственный университет

Аннотация, состав
Характеристики
Сведения об апробации
Ссылка на дополнительные материалы

Аннотация, состав

Адаптационная дисциплина «Основы саморазвития, самообразования и самоорганизации» представлена на портале Инклюзивное высшее образование в России (https://инклюзивноеобразование.рф/)

Специфика преподавания (изучения) курса для студентов с конкретными нозологиями нарушений отражены в методических рекомендациях для студентов и преподавателей.

Авторами курса разработаны методические рекомендации для студентов с ОВЗ инвалидностью по освоению адаптационной дисциплины с учётом нозологии нарушения и индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Адаптационная дисциплина состоит из трех разделов:
Целями первого раздела «Основы учебно-профессиональной деятельности» выступают создание условий успешной адаптации студентов-первокурсников к новым условиям обучения; актуализация у первокурсников потребность в сотрудничестве с преподавателями при решении вопросов, связанных с образовательным процессом в ВУЗе, информирование о специфике учебной деятельности в вузе и организации самостоятельной учебной деятельности.
Второй раздел направлен на активизацию у студентов процессов самопознания и саморазвития. В рамках данного модуля первокурсники получают информацию о своих индивидуальных особенностях, которые могут способствовать или препятствовать успешной адаптации к новым условиям обучения, выявляют личностные ресурсы достижения успеха. В третьей теме данного раздела студенты самостоятельно выполняют ряд психологических методик, представленных в рабочей тетради. Полученные результаты должны быть обработаны и проинтерпретированы преподавателем, с выходом на дальнейшее совместное обсуждение и анализ.
Задачей является также мотивация первокурсников на постановку ими целей развития и саморазвития ключевых компетенций. Результатом изучения данного раздела является составление программы саморазвития. Также дается представление о техниках эффективной самопрезентации, которые будут необходимы при защите (презентации) портфолио профессиональной карьеры.
Третий раздел «Основы самоорганизации» направлен на создание условий для формирования у студентов мотивации целеполагания и управления собственным временем; навыков планирования деятельности, стимулирование процессов самопознания и саморазвития в процессе профессиональной подготовки. Итогом изучения данного раздела является подготовка материалов для портфолио профессиональной карьеры и представление портфолио.

Разработчик:
Череповецкий государственный университет

Характеристики

Вид коробочного решения по целевой аудитории:
Профессорско-преподавательский состав; Учебно-вспомогательный персонал ; Обучающиеся и студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Организация:
Организации среднего профессионального образования; Организации высшего образования

Нозология:
Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра; Нарушения речи

Направление работы:
Организация обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Продукт:
Программы адаптационных курсов; Рабочая тетрадь; Электронный образовательный ресурс

Ключевая проблема:
Современный студент должен быть готов к постоянному саморазвитию, самообразованию, способен достаточно быстро адаптироваться к социальной среде и самостоятельно организовывать свою деятельность, опираясь на сильные стороны своей личности.
Наличие у студента инвалидности закономерно обусловливает повышение требований к адаптационным возможностям студентов, к их способности самостоятельно соотнести свои личностные и познавательные ресурсы (навыки самоорганизации, самоконтроля, способность самостоятельно добывать знания и творчески подходить к решению проблем различного уровня) с требованиями образовательного процесса в вузе. Соответственно необходимо специально создавать условия для адаптации студентов к новым образовательным условиям, повышения уровня их учебной и профессиональной мотивации, что может быть обеспечено внедрением в образовательный процесс данного адаптационного курса.

Цель решения:
- формирование и развитие компетенций саморазвития, самообучения и самоорганизации обучающихся, в том числе и с ОВЗ и инвалидностью, способствующих их успешной адаптации к требованиям учебно-профессиональной деятельности;
- профилактика социально-психологической дезадаптации у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на первых этапах профессиональной подготовки (профессионального образования).

Задачи решения:
- информационная и консультативная поддержка студентов с ОВЗ и инвалидностью в вопросах организации самостоятельной учебной деятельности;
- содействие развитию процессов самопознания, способности адекватно оценивать свои индивидуальные особенности и возможности относительно требований учебно-профессиональной деятельности и требований к результатам освоения ОП;
- активизация адаптационного потенциала обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, содействие повышению уровня их учебной и профессиональной мотивации, формированию навыков эмоциональной саморегуляции;
- формирование у студентов с ОВЗ и инвалидностью способности к целеполаганию и планированию различных видов деятельности (учебной, коммуникативной, профессиональной);
- формирование у студентов с ОВЗ и инвалидностью готовности к определению путей самообразования и саморазвития на ближайшую перспективу с учётом перечня компетенций, формируемых в вузе в соответствии с требованиями ОП ВО (по конкретному направлению подготовки);
- формирование у студентов с ОВЗ и инвалидностью готовности к взаимодействию со всеми участниками

Требуемые ресурсы:
Применение коробочного решения предполагает наличие у студентов возможности для освоения дисциплины (её включение в учебный план), а также преподавателей, курирующих освоение курса, необходимого уровня подготовки в сфере специального (дефектологического) образования или инклюзивного
При реализации адаптационной дисциплины для студентов с ОВЗ и инвалидностью используются дистанционные образовательные технологии.

Сроки реализации:
Дисциплина (модуль) является факультативной, читается в 1 семестре (по запросу студента).

Сведения об апробации

Программа адаптационной дисциплины (модуля) включена в учебные планы на всех направлениях подготовки Череповецкого государственного университета с 2018 г. и представлена на портале Инклюзивное образование РФ
(https://инклюзивноеобразование.рф/)


Посмотреть ещё
Total: 
Организация
Укажите название организации, которую Вы представляете
Электронная почта организации
Рабочий телефон
Нажимая кнопку выше, Заявитель принимает и соглашается
с Пользовательским соглашением