Аннотация, состав
Освоение адаптационного модуля дает возможность обучающимся с инвалидностью и ОВЗ получить знания и навыки по организации самостоятельной работы, особенностям интеллектуального труда студента на различных видах аудиторных занятий; о современных информационных технологиях переработки и преобразования текстовой, табличной, графической информации; по приемам использования сурдотехнических средств реабилитации, индивидуальных слуховых аппаратов и звукоусиливающей аппаратуры (обучающиеся с нарушениями слуха); приемам использования тифлотехнических средств реабилитации (обучающиеся с нарушениями зрения); приемам использования компьютерной техники, оснащенной альтернативными устройствами ввода-вывода информации (обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата). Получаемые знания и умения дают возможность обучающимся работать со специальными техническими и программными средствами, позволяющими компенсировать физические ограничения в восприятии информации; осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с учебными задачами; работать в локальных и глобальных компьютерных сетях.
Содержание модуля:
1. Адаптивные информационные и коммуникационные технологии
2. Основы интеллектуального труда
Разработчик:
Челябинский государственный университет
Характеристики
Вид коробочного решения по целевой аудитории:
Обучающиеся и студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Организация:
Организации высшего образования
Нозология:
Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра; Другое
Направление работы:
Организация обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Продукт:
Адаптированная основная образовательная программа
Ключевая проблема:
Недостаточная готовность к освоению лицами с инвалидностью и ОВЗ образовательных программ профессионального образования в связи с имеющимися нарушениями учебных и коммуникативных умений и недостаточной их способностью к профессиональной и социальной адаптации.
Цель решения:
Формирование у обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по программам бакалавриата способности к самоорганизации учебной деятельности и индивидуальная коррекция учебных умений средствами информационных и коммуникационных технологий.
Задачи решения:
- ознакомление обучающихся с основными видами интеллектуального учебного труда студента и современными технологиями работы с учебной информацией;
- формирование навыков познавательной деятельности, необходимых для успешной адаптации в среде университета;
- выработка умений обоснованно выбирать и эффективно использовать средства универсальных и специальных информационных и коммуникационных технологий в зависимости от вида и характера ограниченных возможностей здоровья;
- приобретение опыта использования ассистивных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности
Требуемые ресурсы:
Кадровое обеспечение: Преподаватель, владеющий содержанием предметной области, на которую ориентировано содержание адаптационного модуля, и умеющий работать с обучающимися с различными видами нарушений здоровья.
Материально-техническое обеспечение: Специальные технические и программные средства обучения и реабилитации.
Компьютер, доступ в сеть интернет, веб-камера, наушники (в случае онлайн-занятий).
Сроки реализации:
72 часа (2 зачетных единицы). Рекомендуемые семестр для изучения – 1 или 2
Сведения об апробации
Адаптационный модуль апробирован в ЧелГУ в 2015-2022 гг.
Публикации:
Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, программ специалитета) для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов : учебное пособие. – [2-е изд., доп. и перераб.] – Челябинск : Полиграф-Мастер, 2016. 70 с.
Мартынова, Е. А. Формирование способности к самоорганизации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в процессе обучения по индивидуальному учебному плану в профессиональных образовательных организациях / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова, Н. А. Романович // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – С. 296. – EDN ZQNJPL.
Мартынова, Е. А. Адаптационные модули (дисциплины) как педагогические компоненты инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова, Н. А. Романович // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. – С. 301. – EDN UZJCGR.
Мартынова, Е. А. Педагогическое содействие в формировании способности к самообразованию лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного обучения по программам высшего образования / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. – Москва : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2018. – С. 40-46. – EDN UOKDHA.
Мартынова, Е. А. Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе формирования общекультурных компетенций при инклюзивном профессиональном образовании / Е. А. Мартынова // Социокультурная интеграция и специальное образование : Сборник научных статей. Электронное издание / Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. – Москва : Издательство "Перо", 2015. – С. 486-493. – EDN UOBATZ.
Мартынова, Е. А. Подходы к разработке адаптированных образовательных программ для профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 211. – EDN SYZMRN.
Романенкова, Д. Ф. Формирование способности к самоорганизации учебной деятельности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в рамках адаптированных образовательных программ инклюзивного профессионального образования / Д. Ф. Романенкова // Европейский журнал социальных наук. – 2014. – № 7-3(46). – С. 156-161. – EDN TJMCCF.
Мартынова, Е. А. Адаптивные информационные и коммуникационные технологии индивидуализации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в профессиональных образовательных организациях / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 36-39. – EDN ZEZLFT.