Интерактивный слухоречевой практикум «Говори вслух»

Направление работы: Организация обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Продукт: Технология

Разработчик: Новосибирский государственный технический университет

Аннотация, состав
Характеристики
Сведения об апробации
Ссылка на дополнительные материалы

Аннотация, состав

В рамках первого года реализации проекта (2022-2023 учебный год)
1. Информационная кампания проекта: Информирование ссузов и вузов города Новосибирска о старте проекта и возможностях участия; сбор заявок на участие студентов с нарушением слуха в проекте.
2. Информационная кампания проекта: Пресс-завтрак с потенциальными участниками, где у студентов с нарушением слуха будет возможность узнать всё о проекте, познакомиться с командой проекта, а также задать интересующие вопросы.
3. Диагностика участников проекта для оценки актуального состояния слуха и речи (на старте проекта).
4. Проведение цикла занятий по слухоречевой работе в групповой и индивидуальной форме для лиц с нарушением слуха, обучающихся по программам СПО и ВО.
5. Проведение Дня Речи – 2023.
6. Разработка методических материалов для специалистов, работающих в системе инклюзивного профессионального образования.
В рамках первого года реализации проекта (2023-2024 учебный год)
1. Информационная кампания проекта: Информирование ссузов и вузов города Новосибирска о старте проекта и возможностях участия; сбор заявок на участие студентов с нарушением слуха в проекте.
2. Информационная кампания проекта: Пресс-завтрак с потенциальными участниками, где у студентов с нарушением слуха будет возможность узнать всё о проекте, познакомиться с командой проекта, а также задать интересующие вопросы.
3. Диагностика участников проекта для оценки актуального состояния слуха и речи (промежуточная – для тех, кто продолжает участие в проекте и начальная – для тех, кто стал участником по результатам информационной кампании 2023 г. (студенты с нарушением слуха, поступившие в 2023 г.).
4. Проведение цикла занятий по слухоречевой работе в групповой и индивидуальной форме для лиц с нарушением слуха, обучающихся по программам СПО и ВО.
5. Проведение Дня Речи – 2024.
6. Проведение диагностики участников для оценки актуального состояния слуха и речи на заключительном этапе проекта.
7. Разработка методических материалов для специалистов, работающих в системе инклюзивного профессионального образования.
8. Распространение методических материалов для специалистов, работающих в системе инклюзивного профессионального образования.

Разработчик:
Новосибирский государственный технический университет

Характеристики

Вид коробочного решения по целевой аудитории:
Профессорско-преподавательский состав; Обучающиеся и студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Организация:
Общеобразовательные организации; Организации среднего профессионального образования; Организации высшего образования

Нозология:
Нарушение слуха

Направление работы:
Организация обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Продукт:
Технология

Ключевая проблема:
Зачастую выпускники школ, имеющие нарушения слуха и поступающие в профессиональные учебные заведения, слабо владеют как устной, так и письменной речью на русском языке, делая упор в коммуникации на владение русским жестовым языком (далее – РЖЯ). В силу недостаточности в РЖЯ лексических средств, характерных для научного стиля, освоение студентами с нарушением слуха терминологического аппарата большинства учебных дисциплин очень затруднено. Кроме того, в условиях инклюзивного обучения глухие и слабослышащие студенты, получавшие общее образование в специальных (коррекционных) школах, встречаются с проблемами в выстраивании коммуникации со слышащими сверстниками. Обозначенные проблемы обусловливают необходимость проведения со студентами с нарушением слуха специальной слухоречевой работы, направленной на развитие устной и письменной речи и формирование понятий, трудно передаваемых средствами РЖЯ.

Цель решения:
Разработка, организация и проведение интерактивного практикума по слухоречевой работе, включающего в себя реализацию цикла групповых и индивидуальных занятий для лиц с нарушениями слуха, обучающимся по программам среднего профессионального и высшего образования в городе Новосибирске.

Задачи решения:
Организовать и провести на территории г. Новосибирска информационную кампанию по вовлечению участников из числа студентов с нарушением слуха в проект.
2. Создать условия для осуществления слухоречевой работы на базе специального(-ых) кабинета(-ов) для обследования словесной речи и проведения слухоречевых занятий.
3. Осуществить диагностику участников для оценки актуального состояния слуха и речи на начальном и промежуточном этапах проекта.
4. Разработать программу интерактивного слухоречевого практикума для лиц с нарушенным слухом и методические материалы для специалистов, работающих в системе инклюзивного профессионального образования.
5. Организовать и провести цикл занятий по слухоречевой работе в групповой и индивидуальной форме для лиц с нарушением слуха, обучающихся по программам СПО и ВО.
6. Организовать и провести мероприятия, направленные на развитие навыков устной речи у участников.
7. Оценить динамику состояния слухоречевых компетенций участников на заключительном этапе проекта.

Требуемые ресурсы:
  • кадровые –специалисты сурдопедагоги, координаторы, социальный педагог, методист;
  •  инфраструктурные – помещения, оборудованные для занятий с сурдопедагогом;
  • финансовые – оплата труда педагогов, оплата труда переводчиков РЖЯ, расходы на материально-техническую базу;
  • материально-технические – оборудованные аудитории, в том числе специализированное оборудование, используемое при работе с глухими и слабослышащими студентами;
  • информационные – сайты и страницы в социальных сетях «ВКонтакте» и «Telegram».

Сроки реализации:
2 года: с 03.10.2022 по 28.06.2024 гг.

Сведения об апробации

https://disk.yandex.ru/d/VgGrVR8Dj_jbeA

Проект посвящен решению проблемы доступности информационной среды в условиях инклюзивного профессионального образования для лиц, имеющих нарушения слуха и осваивающих программы высшего и среднего профессионального образования в г. Новосибирске. В рамках проекта будет разработан Интерактивный слухоречевой практикум, состоящий из индивидуальных и групповых занятий. Общее количество участников за 2 года проекта - 100 обучающихся с инвалидностью по слуху. В рамках проекта будет разработан пакет методических рекомендаций для специалистов, занимающихся практикой слухоречевой работы. Проект предполагает информационное сопровождение. В рамках каждого года реализации проекта будет организован и проведен День речи, главная цель которого – развитие у глухой и слабослышащей молодежи навыка использования и тренировка устной речи. В рамках деловой программы Дня речи у специалистов будет возможность обменяться опытом, представить эффективные технологии и методы и обсудить возможности для дальнейшего сотрудничества.
Посмотреть ещё
Total: 
Организация
Укажите название организации, которую Вы представляете
Электронная почта организации
Рабочий телефон
Нажимая кнопку выше, Заявитель принимает и соглашается
с Пользовательским соглашением