Вид коробочного решения по целевой аудитории:Профессорско-преподавательский состав; Обучающиеся и студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Организация:Общеобразовательные организации; Организации среднего профессионального образования; Организации высшего образования
Нозология:Нарушение слуха
Направление работы:Организация обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Продукт:Технология
Ключевая проблема:Зачастую выпускники школ, имеющие нарушения слуха и поступающие в профессиональные учебные заведения, слабо владеют как устной, так и письменной речью на русском языке, делая упор в коммуникации на владение русским жестовым языком (далее – РЖЯ). В силу недостаточности в РЖЯ лексических средств, характерных для научного стиля, освоение студентами с нарушением слуха терминологического аппарата большинства учебных дисциплин очень затруднено. Кроме того, в условиях инклюзивного обучения глухие и слабослышащие студенты, получавшие общее образование в специальных (коррекционных) школах, встречаются с проблемами в выстраивании коммуникации со слышащими сверстниками. Обозначенные проблемы обусловливают необходимость проведения со студентами с нарушением слуха специальной слухоречевой работы, направленной на развитие устной и письменной речи и формирование понятий, трудно передаваемых средствами РЖЯ.
Цель решения:Разработка, организация и проведение интерактивного практикума по слухоречевой работе, включающего в себя реализацию цикла групповых и индивидуальных занятий для лиц с нарушениями слуха, обучающимся по программам среднего профессионального и высшего образования в городе Новосибирске.
Задачи решения:Организовать и провести на территории г. Новосибирска информационную кампанию по вовлечению участников из числа студентов с нарушением слуха в проект.
2. Создать условия для осуществления слухоречевой работы на базе специального(-ых) кабинета(-ов) для обследования словесной речи и проведения слухоречевых занятий.
3. Осуществить диагностику участников для оценки актуального состояния слуха и речи на начальном и промежуточном этапах проекта.
4. Разработать программу интерактивного слухоречевого практикума для лиц с нарушенным слухом и методические материалы для специалистов, работающих в системе инклюзивного профессионального образования.
5. Организовать и провести цикл занятий по слухоречевой работе в групповой и индивидуальной форме для лиц с нарушением слуха, обучающихся по программам СПО и ВО.
6. Организовать и провести мероприятия, направленные на развитие навыков устной речи у участников.
7. Оценить динамику состояния слухоречевых компетенций участников на заключительном этапе проекта.
Требуемые ресурсы:- кадровые –специалисты сурдопедагоги, координаторы, социальный педагог, методист;
- инфраструктурные – помещения, оборудованные для занятий с сурдопедагогом;
- финансовые – оплата труда педагогов, оплата труда переводчиков РЖЯ, расходы на материально-техническую базу;
- материально-технические – оборудованные аудитории, в том числе специализированное оборудование, используемое при работе с глухими и слабослышащими студентами;
- информационные – сайты и страницы в социальных сетях «ВКонтакте» и «Telegram».
Сроки реализации:2 года: с 03.10.2022 по 28.06.2024 гг.