Аннотация, состав
Образовательно-адаптационная программа довузовской подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ является дополнительной общеразвивающий программой, реализуемой ЧелГУ.
На обучение по образовательно-адаптационной программе ЧелГУ принимаются учащиеся выпускных классов, выпускники средних школ, колледжей, техникумов, имеющие инвалидность и/или статус «лицо с ограниченными возможностями здоровья».
Программа реализуется очно и/или с использованием дистанционных образовательных технологий.
В процессе обучения слушатели осваивают два взаимосвязанных между собой образовательных модуля: предметно-образовательный и адаптационный. Предметно-образовательный модуль направлен на предметную подготовку по дисциплинам вступительных испытаний, адаптационный – на облегчение процессов адаптации к вузу и рациональное профессиональное самоопределение, ориентирован на дальнейшее успешное инклюзивное обучение в вузе.
Результатами освоения предметно-образовательного модуля является повторение, закрепление, расширение и систематизация знаний, умений и навыков по общеобразовательным дисциплинам, необходимым для сдачи вступительных испытаний. Результатами освоения адаптационного модуля является формирование адаптационных компетенций, направленных на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений, способствующих освоению образовательной программы высшего образования, социальной и профессиональной адаптации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
Реализация образовательно-адаптационной программы обеспечена электронными учебно-методическими комплексами, размещенными в системе дистанционного обучения (http://ido.uio.csu.ru). Слушателям предоставляется возможность работать с системами дистанционного обучения в рамках самостоятельной работы в любое удобное для них время. При обучении с использованием дистанционных образовательных технологий используются интернет-лекции и вебинары в режиме видеоконференцсвязи.
Разработчик:
Челябинский государственный университет
Характеристики
Вид коробочного решения по целевой аудитории:
Молодые люди с инвалидностью и ОВЗ, планирующие поступление в вуз
Организация:
Организации высшего образования
Нозология:
Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра; Другое
Направление работы:
Адресная профориентация и построение индивидуальной траектории обучения
Продукт:
Программа довузовской подготовки
Ключевая проблема:
Неготовность молодежи с инвалидностью к обучению в вузе: недостаточность базовых знаний и недостаточность коммуникационных навыков, способов саморегуляции и самокоррекции, слабая включенность в социум, неразвитость навыков самостоятельной работы.
Цель решения:
Устранение барьеров, препятствующих обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ, подготовка к поступлению в вуз и дальнейшему инклюзивному обучению
Задачи решения:
- формирование готовности к профессиональному самоопределению слушателей довузовской подготовки;
- адаптация лиц с инвалидностью и ОВЗ к формам, методам, условиям обучения в вузе;
- повышение готовности к сдаче вступительных экзаменов.
Требуемые ресурсы:
Кадровое обеспечение: Преподаватели, владеющие содержанием предметной области, на которую ориентировано содержание программы, и умеющие работать с обучающимися с различными видами нарушений здоровья.
Материально-техническое обеспечение: Аудитория, оборудованная компьютером и видеотехникой (мультимедийный проектор, колонки).
Компьютер, доступ в сеть интернет, веб-камера, наушники (в случае онлайн-занятий).
Учебно-методические: утвержденная программа довузовской подготовки.
Сроки реализации:
Один учебный год (год, предшествующий поступлению в вуз)
Сведения об апробации
Программа реализуется в ЧелГУ с 1997 года по н.в.
Ежегодно через систему довузовской подготовки проходят от 10 до 20 слушателей, из них от 70 до 95 % становятся студентами ЧелГУ и других вузов. Эффективность их дальнейшего обучения, а также активное участие в научной и общественной работе, творчестве и спорте свидетельствует об успешной социализации и интеграции в студенческий коллектив и общество в целом.
Отсроченным результатом освоения образовательно-адаптационной программы является поступление абитуриента с инвалидностью на направление подготовки (специальность), соответствующую его способностям, склонностям, ограничениям и готовность к последующей учебе в вузе и ее успешность.
Ссылка на дополнительные материалы