Инклюзивное образование в вузе: учебное пособие

Вид решения по целевой аудитории: Административно-управленческий персонал; Профессорско-преподавательский состав; Учебно-вспомогательный персонал

Направление работы: Подготовка кадров для инклюзивного высшего образования

Нозология: Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра; Другое

Организация: Организации среднего профессионального образования; Организации высшего образования

Продукт: Курсы повышения квалификации (программа, учебный план, материалы)

Разработчик: Череповецкий государственный университет

Аннотация, состав
Характеристики
Сведения об апробации
Ссылка на дополнительные материалы

Аннотация, состав

СОДЕРЖАНИЕ ПОСОБИЯ:
Раздел 1. Проектирование логики, содержания и ведения программы курсов повышения квалификации для сотрудников образовательных организаций высшего образования по теме: «Инклюзивное образование в ВУЗе»
• Актуальность программы
• Нормативные основы проектирования программы КПК по теме: «Инклюзивное образование в ВУЗе»
• Цель, задачи и планируемые результаты обучения по программе
• Учебно-тематический план
• Методические рекомендации по реализации программы
Раздел 2. Учебно-методические материалы, программы курсов повышения квалификации сотрудников образовательных организаций высшего образования по теме: «Инклюзивное образование в ВУЗе»
Модуль 1. ИНТЕГРАТИВНЫЙ БЛОК .
• Тема 1. Нормативно-правовое обеспечение высшего инклюзивного образования
• Тема 2. Учебно-методическое обеспечение высшего инклюзивного образования
• Тема 3. Специальные условия инклюзивного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в ВУЗе
Дополнительные материалы для изучения интегративного блока .
• Введение в инклюзивное образование
• Состояние и проблемы профессионального образования инвалидов
• Отечественные и зарубежные тенденции инклюзивного образования
• История и философия инклюзивного и специального образования
• Педагогика и психология высшего инклюзивного образования
Вопросы для самопроверки .
Кейсы для самостоятельной работы
Литература

Модуль 2. ПРЕДМЕТНЫЙ БЛОК
• Тема 1. Психологическое сопровождение адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью к обучению в ВУЗе
• Тема 2. Система профориентационной работы как условие профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ
• Тема 3. Особенности восприятия, хранения и переработки информации лицами с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в ВУЗе (с учетом нозологии нарушения)
• Тема 4. Альтернативные системы и средства коммуникации в образовании лиц с ОВЗ и инвалидностью в ВУЗе
• Тема 5. Стратегии, формы и методы реабилитации лиц с сенсорными, двигательными, комплексными нарушениями и соматическими заболеваниями в ВУЗе
• Тема 6. Психологическое сопровождение педагогов, реализующих инклюзивное образование в ВУЗе. Профилактика профессионального выгорания. Формирование копинг-стратегий
• Тема 7. Вариативные траектории личностного и профессионального развития студентов с инвалидностью в вузе
• Тема 8. Система психолого-педагогического сопровождения адаптации к вузу студентов с ОВЗ и инвалидностью
• Тема 9. Алгоритм сопровождения высшего образования студентов с ОВЗ и инвалидностью
Дополнительные материалы для изучения к предметному блоку
• Особенности восприятия устной речи студентами с кохлеарными имплантами и создание специальных условий их обучения в ВУЗе
• Учет особенностей личностного и психического развития обучающихся с инвалидностью системе высшего инклюзивного образования (
• Проектирование содержания адаптационных дисциплин для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
• Применение ИКТ и средств электронной образовательной среды в образовании студентов с ОВЗ и инвалидностью
• Организация практик для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
• Организация деятельности Call-Центра РУМЦ СЗФО ЧГУ
• Организация деятельности центра коллективного использования специальных технических средств обучения РУМЦ СЗФО ЧГУ
• Волонтерская деятельность по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования
• Технологический подход к формированию копинг-поведения студентов с ОВЗ и инвалидностью в условиях высшей школы
• Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании
• Информационные и коммуникационные технологии в инклюзивном образовании
• Социокультурное реабилитационно-образовательное пространство вуза
• Профориентация абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе
• Решение проблемы содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ
• Оценка стартовой готовности преподавателей и сотрудников вузов к осуществлению инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ
• Преодоление педагогических стереотипов у преподавателей высших учебных заведений в условиях инклюзивного образования
Вопросы для самопроверки
Кейсы для самостоятельной работы .
Список литературы
График занятий и кадровое обеспечение программы курсов повышения квалификации сотрудников образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа по теме: «Инклюзивное образование в ВУЗе» со ссылками для просмотра
Обобщение опыта инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в работах сотрудников РУМЦ СЗФО ЧГУ
Контрольные задания итоговой аттестации

Разработчик:
Череповецкий государственный университет

Характеристики

Вид коробочного решения по целевой аудитории:
Административно-управленческий персонал; Профессорско-преподавательский состав; Учебно-вспомогательный персонал

Организация:
Организации среднего профессионального образования; Организации высшего образования

Нозология:
Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра; Другое

Направление работы:
Подготовка кадров для инклюзивного высшего образования

Продукт:
Курсы повышения квалификации (программа, учебный план, материалы)

Ключевая проблема:
С изменением экономической и социальной ситуации в стране становятся иными подходы к содержанию образования и подготовки специалистов для образовательных организаций, куда приходят учиться инвалиды и ребята с ограниченными возможностями здоровья. Остро стоит вопрос о реализуемых программах КПК по вопросам инклюзивного высшего образования. Слушатели и организаторы нуждаются в систематизированных материалах, которые стали бы основой для прохождения программ. Предлагаемое решение позволяет удовлетворить данный запрос

Цель решения:
Пособие нацелено на методическое обеспечение КПК по теме "Инклюзивное образование в вузе", реализованных Ресурсным учебно-методическим центром СевероЗападного федерального округа по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Череповецком государственном университете (РУМЦ СЗФО ЧГУ),
для профессорско-преподавательского состава и администрации вузов. В нем отражены темы, касающиеся нормативных, организационных, методических аспектов образования инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе, вопросы сопровождения и поддержки субъектов инклюзивного высшего образования. Данный материал адресован преподавателям и администрации вузов и может быть использован как ресурс для обучения по программам ДПО.

Задачи решения:
Обеспечение формирования у слушателей программ КПК по теме "Инклюзивное образование в вузе" следующих компетенций:
1. Способность к использованию нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность и субъектные отношения в системе инклюзивного высшего образования
2. Способность к проектированию и моделированию деятельности по обеспечению доступного высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ
3. Способность к конструктивному взаимодействию с субъектами инклюзивного образовательного пространства на основе научно-практических достижений в сфере инклюзивного высшего образования
4. Способность к разработке адаптированного учебно-методического обеспечения инклюзивного высшего образования и организации эффективного образовательного процесса в вузе для лиц с ОВЗ и инвалидностью
5. Способность к осуществлению деятельности по непрерывной профессионализации лиц с инвалидностью и ОВЗ
6. Способность к проектированию деятельности по социально-психологическому и психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ

Требуемые ресурсы:
Решение применяется в рамках КПК, вести которые должны специалисты, имеющие необходимый уровень образования и опыт работы в сфере специального (дефектологического) или инклюзивного образования

Сроки реализации:
В соответствие со сроками реализации КПК . Коробочное решение ориентировано на 72 академических часа

Сведения об апробации

Пособие внедрено в практику работы РУМЦ СЗФО ЧГУ с 2018 г. и используется в рамках КПК

Ссылка на дополнительные материалы

Посмотреть ещё
Total: 
Организация
Укажите название организации, которую Вы представляете
Электронная почта организации
Рабочий телефон
Нажимая кнопку выше, Заявитель принимает и соглашается
с Пользовательским соглашением