Адаптационный модуль "Средства коммуникации в учебной и профессиональной деятельности"

Вид решения по целевой аудитории: Обучающиеся и студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Направление работы: Организация обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Нозология: Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра; Другое

Организация: Организации высшего образования

Продукт: Адаптированная основная образовательная программа

Разработчик: Челябинский государственный университет

Аннотация, состав
Характеристики
Сведения об апробации
Ссылка на дополнительные материалы

Аннотация, состав

Адаптационный модуль "Средства коммуникации в учебной и профессиональной деятельности" направлен на формирование способности выстраивать межличностное взаимодействие с учетом ограничений здоровья.
Необходимость освоения данного модуля основывается на необходимости коррекции навыков межличностного взаимодействия с учетом имеющихся особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающегося с инвалидностью или ОВЗ.
Данный модуль осваивается в первом или втором семестре и поддерживает в целом освоение образовательной программы высшего образования, в том числе адаптированной образовательной программы, обучающимися с инвалидностью или ОВЗ.
Модуль является факультативным. Выбор обучающимся данного адаптационного модуля фиксируется в индивидуальном учебном плане.
Содержание модуля:
1. Коммуникация в социальной сфере, ее виды и функции
2. Эффективное общение, технологии самопрезентации

Разработчик:
Челябинский государственный университет

Характеристики

Вид коробочного решения по целевой аудитории:
Обучающиеся и студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Организация:
Организации высшего образования

Нозология:
Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра; Другое

Направление работы:
Организация обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Продукт:
Технология

Ключевая проблема:
Недостаточная готовность к освоению лицами с инвалидностью и ОВЗ образовательных программ профессионального образования в связи с имеющимися нарушениями учебных и коммуникативных умений и недостаточной их способностью к профессиональной и социальной адаптации.

Цель решения:
Формировании способности выстраивать межличностное взаимодействие в учебной и профессиональной деятельности с учетом ограничений здоровья у обучающихся по программам бакалавриата лиц с инвалидностью и ОВЗ

Задачи решения:
-повышение общей психологической, профессиональной и деловой культуры общения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;
-развитие адекватного представления о себе и окружающих;
-выработка умений устанавливать и поддерживать отношения с людьми разных социальных групп с учетом ограничений здоровья;
-приобретение навыков самоанализа в сфере коммуникации;
-овладение навыками использования альтернативных средств коммуникации в учебной и будущей профессиональной деятельности;
-практическое обучение приемам освоения коммуникативных навыков.

Требуемые ресурсы:
Кадровое обеспечение: Преподаватель, владеющий содержанием предметной области, на которую ориентировано содержание адаптационного модуля, и умеющий работать с обучающимися с различными видами нарушений здоровья.
Материально-техническое обеспечение: Аудитория, оборудованная компьютером и видеотехникой (мультимедийный проектор, колонки) с возможностью перепланировки пространства.
Компьютер, доступ в сеть интернет, веб-камера, наушники (в случае онлайн-занятий).

Сроки реализации:
72 часа (2 зачетных единицы). Рекомендуемые семестр для изучения - 1 или 2

Сведения об апробации

Адаптационный модуль апробирован в ЧелГУ в 2015-2022 гг.
Публикации:
Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, программ специалитета) для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов : учебное пособие. – [2-е изд., доп. и перераб.] – Челябинск : Полиграф-Мастер, 2016. 70 с.
Мартынова, Е. А. Формирование способности к самоорганизации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в процессе обучения по индивидуальному учебному плану в профессиональных образовательных организациях / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова, Н. А. Романович // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – С. 296. – EDN ZQNJPL.
Мартынова, Е. А. Адаптационные модули (дисциплины) как педагогические компоненты инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова, Н. А. Романович // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. – С. 301. – EDN UZJCGR.
Мартынова, Е. А. Педагогическое содействие в формировании способности к самообразованию лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного обучения по программам высшего образования / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. – Москва : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2018. – С. 40-46. – EDN UOKDHA.
Мартынова, Е. А. Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе формирования общекультурных компетенций при инклюзивном профессиональном образовании / Е. А. Мартынова // Социокультурная интеграция и специальное образование : Сборник научных статей. Электронное издание / Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. – Москва : Издательство "Перо", 2015. – С. 486-493. – EDN UOBATZ.

Ссылка на дополнительные материалы

Посмотреть ещё
Total: 
Организация
Укажите название организации, которую Вы представляете
Электронная почта организации
Рабочий телефон
Нажимая кнопку выше, Заявитель принимает и соглашается
с Пользовательским соглашением