Профориентационная программа

Вид решения по целевой аудитории: абитуриенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Направление работы: Адресная профориентация и построение индивидуальной траектории обучения

Нозология: Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра

Организация: Организации среднего профессионального образования; Организации высшего образования

Продукт: программа содействия профессиональному самоопределению

Разработчик: Челябинский государственный университет

Аннотация, состав
Характеристики
Сведения об апробации
Ссылка на дополнительные материалы

Аннотация, состав

Профориентационная программа реализуется на этапе перед поступлением в вуз в период довузовской подготовки. Программа включает в себя:
— реализацию учебного курса «Психология личности и профессиональное самоопределение» для абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ, позволяющего актуализировать и обогатить знания в области профессионального самоопределения, создать целостную картину индивидуальных профессиональных возможностей,
— дифференциацию профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ по виду и степени ограничений их здоровья, мотивации профессионального самоопределения, что обеспечивает индивидуальную траекторию формирования готовности к профессиональному самоопределению,
— организацию взаимодействия субъектов, принимающих участие в процессе профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ (педагоги, специалисты вуза, родители, специалисты различных ведомств: учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты и занятости населения), на основе осуществления нормативно-методического, организационно-правового и социального сотрудничества, обеспечивающих комплексный характер их профессионального самоопределения.

Разработчик:
Челябинский государственный университет

Характеристики

Вид коробочного решения по целевой аудитории:
Абитуриенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Организация:
Организации среднего профессионального образования; Организации высшего образования

Нозология:
Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра

Направление работы:
Адресная профориентация и построение индивидуальной траектории обучения

Продукт:
Программа содействия профессиональному самоопределению

Ключевая проблема:
Одна из основных проблем у большинства молодых инвалидов - отсутствие у них позитивных образов и перспектив профессионального будущего, слабое понимание возможностей самореализации на рынке труда. При этом зонами риска для них в плане профессионального самоопределения является выбор профессии без учета своих профориентационных возможностей.

Цель решения:
Формирование готовности абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ к профессиональному самоопределению.

Задачи решения:
- дифференциация профориентационной работы по виду и степени ограничений здоровья абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ, мотивации их профессионального самоопределения
- осознанный, адекватный, самостоятельный профессиональный выбор, совершенный абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ.

Требуемые ресурсы:
1. Площадка для проведения профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ.
2. Кадровые ресурсы: психолог-профориентатор, технический специалист.
3. Материально-технологические ресурсы: компьютерный профориентационный комплекс и другие профориентационные инструментарии.

Сроки реализации:
В течение одного учебного года, предшествующего поступлению в вуз.

Сведения об апробации

Профориентационная программа реализуется в ЧелГУ с 2002 года по настоящее время.
Публикации:
1. Романович, Н.А. Довузовская подготовка и профориентация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе профессионального образования : учебное пособие / Н.А. Романович, Е.А. Мартынова, Д.Ф. Романенкова. – Челябинск : Изд-во Полиграф - Мастер, 2014. – 74 с
2. Романович Н.А. Формирование готовности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2015. – 25 с.
3. Мартынова Е.А., Романович Н.А. Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 7. С. 40-43.
4. Романович Н.А. Содействие профессиональному самоопределению молодых инвалидов как важное условие сохранения здоровья // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. № 12. С. 89.

Ссылка на дополнительные материалы

Посмотреть ещё
Total: 
Организация
Укажите название организации, которую Вы представляете
Электронная почта организации
Рабочий телефон
Нажимая кнопку выше, Заявитель принимает и соглашается
с Пользовательским соглашением