Основы инклюзивной культуры: учебное пособие

Вид решения по целевой аудитории: Административно-управленческий персонал; Профессорско-преподавательский состав; Учебно-вспомогательный персонал ; Всероссийское общество инвалидов, в т.ч. региональные отделения общества; Обучающиеся

Направление работы: Подготовка кадров для инклюзивного высшего образования

Нозология: Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра

Организация: Общеобразовательные организации; Организации среднего профессионального образования; Организации высшего образования; Социальные учреждения

Продукт: Учебное пособие

Разработчик: Череповецкий государственный университет

Аннотация, состав
Характеристики
Сведения об апробации
Ссылка на дополнительные материалы

Аннотация, состав

В структуру пособия вошло три главы. Первая глава раскрывает научно-теоретические подходы к пониманию и описанию инклюзивной культуры. В этой главе прописаны основные вопросы, вводящие читателя в проблематику, нашло отражение обобщение материала о философии и истории социальной, образовательной и трудовой инклюзии, дано концептуальное обоснование сущности инклюзивной культуры. Также в первой главе обобщены сведения относительно нормативно-правового регулирования инклюзии, раскрыты вопросы реабилитации инвалидов и сопровождения субъектов инклюзии. Особое внимание уделено вопросам готовности сотрудников организации к инклюзии.
Вторая глава посвящена вопросам взаимодействия и правилам общения с людьми, имеющими ОВЗ и инвалидность. В ней содержится материал по правилам коммуникации, описаны основные трудности, правила и способы взаимодействия с людьми, имеющими ОВЗ и инвалидность, а также раскрыты вопросы применения специальных технологий работы с каждой нозологической группой и содержательные аспекты коммуникации в зависимости от имеющихся у людей с инвалидностью ограничений и особенностей. Каждый параграф главы посвящён отдельной нозологической группе. В главе представлены материалы по следующим группам: комплексные нарушения в развитии, нарушения речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, инвалидность по соматическому профилю, лица с эмоциональными и поведенческими расстройствами, с нарушениями интеллекта.
Третья глава посвящена теме инклюзивной культуры организации. В ней раскрыты вопросы дизайна доступной среды, компонентов доступности, требований к архитектурной, информационной, операционной доступности организации.

Отдельно рассмотрены вопросы универсального дизайна, применение информационно-коммуникационных (ИКТ) и ассистивных технологий и специальных технических средств в социальной, образовательной и трудовой инклюзии. В главе рассмотрен вопрос учёта вариантов ограничений при обеспечении доступности среды для инвалидов и лиц с ОВЗ.


Каждая глава пособия завершается списком вопросов и заданий для самопроверки, контрольно-измерительными материалами, кейсом заданий для самостоятельной работы. Также в конце глав приведены списки рекомендованной литературы по рассматриваемым в главе вопросам и рекомендуемые интернет-ресурсы. В приложении к пособию приведён глоссарий с основными терминами.

Разработчик:
Череповецкий государственный университет

Характеристики

Вид коробочного решения по целевой аудитории:
Административно-управленческий персонал; Профессорско-преподавательский состав; Учебно-вспомогательный персонал ; Всероссийское общество инвалидов, в т.ч. региональные отделения общества; Обучающиеся и студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; Региональные органы исполнительной власти

Организация:
Общеобразовательные организации; Организации среднего профессионального образования; Организации высшего образования; Социальные учреждения

Нозология:
Нарушение слуха; Нарушение зрения; Нарушение ОПДА; Расстройство аутистического спектра

Направление работы:
Подготовка кадров к профессиональной деятельности в сфере инклюзии

Продукт:
Учебное пособие

Ключевая проблема:
В декабре 2020 г. в ФГОС ВО были внесены изменения, согласно которым у всех обучающихся непедагогических специальностей вузов РФ д.б. сформирована универсальная компетенция (УК9), обеспечивающая способность использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах. Учебное пособие "Основы инклюзивной культуры" обеспечивает формирование данной компетенции

Цель решения:
Предлагаемое коробочное решение (пособие) ориентировано на учебно-методическое обеспечение формирование основ инклюзивной культуры у обучающихся вузов не педагогических специальностей. Пособие адресовано бакалаврам, студентам, магистрантам, аспирантам высших учебных заведений, обучающимся на не педагогических специальностях и призвано сформировать универсальные компетенции по инклюзивной культуре и основам взаимодействия, обеспечения доступности объектов и услуг для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Кроме того, пособие будет полезно слушателям программ профессиональной переподготовки и курсов повышения, практическим работникам организаций, предприятий и учреждений, реализующим инклюзивную практику.

Задачи решения:
1. Формирование у обучающихся непедагогических специальностей вузов знаний по следующим вопросам:
• научные основы социальной и образовательной инклюзии,
• сущность и структура инклюзивной культуры, факторы, влияющих на её формирование;
• обеспечение доступности объектов и услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
• роль общества в профилактике и преодолении дискриминации инвалидов,
• основы волонтёрства и добровольчества в сфере социальной и образовательной инклюзтии
2. Формирование у будущих специалистов компетенций в сфере принятия ценностей инклюзии, оценке степени сформированности инклюзивной культуры.
3. Формирование у обучающихся непедагогических специальностей вузов навыков использования технологии взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность, умений толерантно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их особенностей и потребностей

Требуемые ресурсы:
Применение коробочного решения предполагает наличие преподавателей, имеющих необходимый уровень подготовки в сфере специального (дефектологического) или инклюзивного образования

Сроки реализации:
Сроки внедрения соответствуют срокам освоения дисциплин, формирующих у обучающихся универсальную компетенцию (УК-9)

Сведения об апробации

Решение внедрено в практику работы Череповецкого государственного университета с 2021 г. и реализуется на всех направлениях подготовки специалистов непедагогических специальностей с 2020 г.

Ссылка на дополнительные материалы

Посмотреть ещё
Total: 
Организация
Укажите название организации, которую Вы представляете
Электронная почта организации
Рабочий телефон
Нажимая кнопку выше, Заявитель принимает и соглашается
с Пользовательским соглашением